Заполните заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Для начала немного информации: современный фармацевтический рынок в России лишь на треть – государственный. Оставшиеся 65%, в том числе и существенная часть таких направлений как производство лекарственных препаратов и бадов, импорт, дистрибьюция и реализация, находятся в частных руках и крупных сетевых брендах.
Не смотря на более чем серьезную зарегулированность направления, бизнес активно растет. Преимущественно за счет франчайзинга. Открыть аптеку по франшизе, для предпринимателя означает существенно облегчить себе выход на рынок, а для бренда, представляющего сеть аптек, франшиза – возможность не просто повысить узнаваемость, укрепит свои позиции и расширить географию бизнеса, но и сделать это с помощью действительно заинтересованных в общем успехе новых партнеров.
Бизнес, связанный с фармацевтикой открыть не так просто, как может показаться. Существует множество требований, которым придется соответствовать. Тут и необходимость получения лицензии, и условие по наличию специального образования, кроме того, нужно четко понимать специфику ассортимента и расчета оборота.
Если говорить о привлекательных сторонах вопроса, то:
Все люди время от времени болеют и стремятся как можно быстрее вернуться в норму. Цена на лекарства в такие моменты волнует не сильно, куда важнее – результат. Иными словами, спрос на медицинские препараты, витамины, биоактивные добавки и прочие товары, что готовы предложить аптеки, был, есть и будет. А раз будет спрос, то будет и прибыль;
Окупаемость. Аптечный бизнес (при условии взвешенного и продуманного подхода к формированию ассортимента и ценообразованию) – один из наиболее быстро окупаемых. Баланс между сравнительно недорогими, но постоянно востребованными и высокомаржинальными, но сложно продаваемыми препаратами, должен быть четко выверен;
Владелец бизнеса (и в этом плюс) не обязательно должен иметь специальное (фармацевтическое) образование, но вот ведущие специалисты и сотрудники – те, кто непосредственно работают с посетителями и препаратами, иметь его обязаны.
Сложности, связанные с открытием аптеки:
Одна из ключевых – более чем внушительный пакет разрешительной документации, что придется собрать для начала бизнеса. Подробно вдаваться в перечень не будем, но более десятка позиций в этом списке – точно. Причем для получения части из этих документов, придется собрать отдельный пакет допусков и разрешений;
Имеют место строгие требования к помещениям. Они должны быть не менее 40 квадратных метров площадью, обязательно иметь окна, кондиционирование, вытяжку, оборудованы противопожарной и охранной системами, а также оснащены холодильным оборудованием для хранения медикаментов. При этом, специальное оборудование должно быть сертифицировано и пройти регистрацию Минздрава;
Не будучи профессионалом в отрасли, будет очень сложно верно оценить запросы рынка на препараты. А, только точно понимая – что нужно клиентам, получится обеспечить должный оборот.
И вот здесь на выручку придет франшиза аптеки. Опыт, уже наработанный компанией, выверенный ассортимент, четкое понимание потребностей населения и покупательной способности, позволят не наделать дорогостоящих ошибок.
Никто не говорит, что франшиза аптеки, купить которую вы планируете – это «бизнес под ключ». Паушальный взнос – это плата за право выхода на рынок под известным брендом (к слову, как следствие, существенная экономия на рекламе), а также опыт и наработки, которыми франчайзер готов, причем щедро, делиться с новым партнером. Ведь успех франчайзи – это плюс к общей репутации бренда. Регулярная оплата роялти – это цена консультационного сопровождения на всех этапах становления и развития бизнеса. Требование четко следовать рекомендациям, прописанным в договоре – не что иное, как, говоря упрощенным языком – «шпаргалка», позволяющая избежать до 80% ошибок, совершаемых каждым новичком, только начинающим предпринимательскую деятельность в фармации. Как правило, ошибок, способных серьезно отсрочить начало успешной деятельности и даже привести к значительному удорожанию реализации проекта. И – да, франчайзинг, аптека это, или любое иное направление бизнеса, предполагает, что франчайзи полностью самостоятельно обеспечивает инвестирование на всех этапах своего бизнеса и обеспечивает наличие оборотных средств.
Вопрос, опять-таки, который может возникнуть только у новичка, не пытавшегося самостоятельно строить бизнес. Рассмотрим по пунктам. Открыть аптеку по франшизе, это:
Высокий старт, обеспеченный известным именем бренда, франшизу которого приобретает франчайзи;
Консультации на всех этапах: выбор локации и помещения, формирование заявочного пакета разрешительной документации и подсказки по прохождению процедуры лицензирования, подбору персонала, отвечающего требованиям законодательства и обеспечение их подготовки и профессионального обучения;
Готовый, проверенный, действующий бизнес-план с подробнейшими инструкциями по каждому шагу, что обеспечит максимально быстрый запуск, а значит и начало окупаемости бизнеса;
Выход на поставщика необходимого оборудования, имеющего все необходимые сертификаты и содействие в постановке его на учет в Минздраве;
Выверенный ассортимент товара (а также содействие в выстраивании связей с поставщиками или привязка к корпоративному складу) и взвешенная система ценообразования;
Готовый дизайн-проект в соответствии с требованим бренда, а также готовые кейсы рекламы, продвижения, системы лояльности;
Подключение нового партнера к цифровым решениям бренда по привлечению, онлайн-реализации товара, учета поступления, движения и реализации товаров, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности.
Понятно, что для начинающего предпринимателя, одна из основных задач – найти такой вариант, чтобы франшиза аптеки не оказалась неподъемно дорогой, но при этом обещала быструю и нем алую выгоду. Тут не стоит забывать о старой поговорке, гласящей, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». К сожалению, франчайзинг также столкнулся с такой проблемой, как мошенничество и при самостоятельном поиске, главное требование: не торопиться. Даже если предложение кажется сверхвыгодным, а особенно, если принять решение требуется максимально быстро, обязательно нужно убедиться, что это – не уловка нечистых на руку «дельцов». Как это сделать? Изучить отзывы: что это за сеть аптек, франшиза которой предложена, насколько она успешна, нет ли негатива, связанного с брендом, найти франчайзи сети и переговорить с ними. И только опираясь на факты, соглашаться, или отказываться от вхождения в бизнес.
Есть более удобные и безопасные способы выбора франшизы. Известные бренды, находящиеся в поисках новых партнеров для расширения сети, активно пользуются таким инструментом, как выставка франшиз. Одна из самых известных площадок – регулярные выставки-конференции от компании Franch Region - единственного организатора крупнейших региональных и международных выставок франшиз в регионах России и странах СНГ.
Еще один способ не потребует даже поездок. Каталог франшиз (к слову, компания Franch Region активно развивается и в этом направлении) – постоянно обновляемая интернет-площадка с множеством предложений по самым разным направлениям бизнеса. Достаточно набрать в поисковой строке «франшиза аптеки купить», и все, что останется сделать – внимательно изучить предложения, сравнить их между собой по ключевым параметрам: объем инвестиций, размеры паушального взноса и роялти, объем пакета поддержки от франчайзера, ожидаемая выручка и сроки окупаемости и, выбрав один или несколько вариантов, прямо со страницы каталога отправить запрос на предоставление договора и бизнес-плана для ознакомления. Далее, уже в формате прямого диалога обсудить окончательные условия сделки и можно выходить на подписание.