Заполните заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Без бухгалтерского обслуживания не способна обойтись ни одна компания, будь то малый бизнес, средний, или крупные предприятия и холдинги. Одни создают собственные отделы и управления, другие передают функцию на аутсорсинг.
Несмотря на глобальные экономические передряги, бизнес в России активно развивается. Для сравнения: если по состоянию на сентябрь 2020 года (по данным ФНС) по стране насчитывалось чуть боле чем 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, то в сентябре 2023-го уже более чем 6,1 млн.
А вместе с ростом предпринимательского сообщества, растет и потребность этих компаний в бухгалтерских услугах. И значительная часть бухгалтерского и налогового учета доверяется предприятиям аутсорсинга бухобслуживания.
В 2021 году официально в масштабах страны свои предложения выставляли на рынок порядка 30 тыс. предприятий, предлагающих аусорсинг бухучета. По итогам 2022-го их число выросло более чем на четверть. И динамика сохранялась в 2023-м.
Причины? Одна из них в молодости рынка частного бухгалтерского сопровождения бизнеса в России. Если в той же Европе или США, уже давно известна франшиза бухгалтерских услуг, в России же активное развитие этой сферы не насчитывает и двух десятилетий. Свою роль сыграли также страх бизнеса доверять экономическую информацию третьей стороне и некоторая неопределенность в налоговом и бухгалтерском законодательстве, что то и дело корректировались, а вот четкого ответа на вопрос: «что именно можно передавать нанятому на стороне специалисту» - не существовало. Но после того, как профильное законодательство приобрело окончательные формы, ситуация стала меняться, а перечень услуг, предлагаемых компаниям предприятиями аутсорсинга бухгалтерских услуг, это не только бухобслуживание и налоговый учет, но и расчет зарплаты для персонала клиентской организации, а также кадровый учет, отчетность по РСБУ и МФСО.
Высокой популярностью, особенно часто у сравнительно небольших компаний, которым просто не выгодно расширять штат за счет собственной бухгалтерии и отдела кадров, пользуются пакетные предложения, позволяющее заказчику бухуслуг, закрыть большую часть или все перечисленные выше услуги.
В период пандемии COVID-19, стремясь оптимизировать свои расходы, немало компаний съехали из офисов и отказались от собственных бухгалтеров. Удаленное взаимодействие с частью персонала и аутсорс доли услуг, продолжают оставаться устойчивым трендом.
Еще один тренд – появление микропредприятий, реализующих свои товары с помощью маркетплейсов. Для таких предпринимателей также удобнее передать всю бухгалтерию на аусорсинг.
В противовес точкам роста есть и зона риска: онлайн-сервисы тех же банков или самостоятельные организации, работающие в онлайн-пространстве, активно «обгрызают» долю рынка, перетягивая его на себя. Впрочем, в настоящее время, по оценке экспертов, спрос выше предложений и такая тенденция будет сохраняться ближайшие 2-3 года, что позволяет тем, кто именно сейчас задумывается о том, чтобы купить бухгалтерские франшизы, успешно закрепиться на рынке, наработать постоянную клиентскую базу, укрепить деловой имидж и уверенно себя чувствовать в нарастающей конкурентной среде.
Франшиза бухгалтерских услуг сейчас активно развивается в двух, требующих разного подхода направлениях:
Представитель. Купив такие бухгалтерские франшизы, франчайзи, по факту, становится частью разветвленного коол-центра сети крупного предприятия, обеспечивающего аусорсинг бухобслуживания. Задача франчайзи: прием, обработка по заданному франчайзером алгоритму и передача заявки компании, нуждающейся в услугах аутсорсинга бухгалтерских услуг, профильным специалистам головной компании и/или ее специализированных структур. Для выполнения такой работы специального бухгалтерского и/или юридического образования франчайзи не требуется. А оплатой будет оговоренная договором доля контракта;
Франшиза бухгалтерских услуг с непосредственным оказанием этих самых услуг. И вот здесь без профильного образования – не обойтись. К слову, подобного рода франшиза бухгалтерских услуг, в России чаще всего приобретается либо уже действующими бухгалтерскими компаниями, либо объединившимися теми самыми бухгалтерами, которые оказались оптимизированы в период пандемии и после нее.
Для чего бухгалтерские франшизы тем, кто и так является профессионалами в этой нише? Причин тому несколько:
Большая узнаваемость. Возможность перевоплотиться под известным брендом, что обязательно привлечет больше клиентуры;
Собственно и вторая причина – тоже увеличение потока клиентуры, за счет рекламных средств компании-франчайзера, а также используя иные каналы привлечения;
Экономия. Например, на сервисах и программном обеспечении, которые покупать и обслуживать самостоятельно, может оказаться несоизмеримо дороже, чем оплатить паушальный взнос и делиться роялти. Плюс, экономия на обучении специалистов. Франчайзер часто берет на себя организацию внутрикорпоративных курсов и оплату занятий онлайн (но тут требуется уточнение этого момента «на берегу» - до подписания договора).
Где оптимальнее искать бухгалтерские франшизы? Самостоятельные попытки слишком сложны и затратны по времени. Наиболее эффективным способом, которым может быть выбрана франшиза бухгалтерских услуг, считаются специализированные каталоги. Например – от компании Franch Region.
В чем удобство:
постоянно обновляющаяся база предложений заинтересованных в расширении географии и сети компаний-франчайзеров;
удобный встроенный в сайт поисковик, позволяющий в несколько кликов получить тематический срез актуальных предложений;
достаточная для принятия решения информация о:
компании-франчайзере и его франчайзинговой сети;
требованиях и условиях, выдвигаемых к соискателю франшизы;
размерах паушального взноса и роялти;
характере, а также объеме поддержки, которую франчайзер обязуется оказать своему новому франчайзи;
сумме предполагаемых инвестиций, возможной прибыли и примерных сроках окупаемости
контактная информация для того, чтобы связаться с представителями компании-франчайзера для уточнения остающихся вопросов;
форма отправки прямо с сайта каталога заявки о желании приобрести бухгалтерские франшизы.
Хорошая возможность или выбрать франшизу, или встретиться с представителями компании, которая заинтересовала после посещения каталога франшиз – специализированная выставка. К слову, компания Franch Region является единственным организатором крупнейших региональных и международных выставок-конференций франшиз по всей России и в странах СНГ.
Объем и характер поддержки, оказываемой франчайзером своих франчайзи – то есть тех, кем приобретена франшиза бухгалтерских услуг, может серьезно отличаться в зависимости от компании, ее предлагающей. Но основной перечень примерно таков:
бренд – возможность вливающейся в сеть компании работать под именем и символикой известного предприятия;
корпоративные программы обучения специалистов и онлайн-курсы;
эффективные решения для старта – от ассортимента предлагаемых услуг, формирование расценок, формулы общения с клиентами;
подключение к корпоративным сервисам и возможность использования приобретаемого компанией-франчайзером программного обеспечения;
возможность обмена информацией и опытом между участниками франчайзинговой сети компании;
консультационная поддержка головной компании по возникающим вопросам и проблемам.
Взвесив «за» и «против», даже те предприятия аутсорсинга бухгалтерских услуг, кто уже успешно действует на рынке, нередко принимают решение приобрести бухгалтерские франшизы. Возможность укрепить позиции на рынке, ощущать за спиной сильную компанию, возможность воспользоваться ее опытом и поддержкой оказываются гораздо более привлекательной, чем сохранение автономности.