За первый квартал 2024 года спрос на франшизы в годовом выражении по данным каталога Businessmens.ru увеличился на 16%. Такие показатели стали логичным продолжением роста рынка франчайзинга в 2023 году.
Заметно увеличение интереса покупателей к категориям «кафе и рестораны», «красота и здоровье», «туризм», «финансы». Потеряли в спросе «аптеки», «недвижимость» и «алкомаркеты».
2023 год для рынка франчайзинга стал этапом заметного роста. На фоне сложных предыдущих периодов - пандемии 2020 года, событий 2022 года, когда спрос на франшизы то резко падал, то снова восстанавливался - год без резких потрясений привёл к стабильному развитию.
Количество запросов на франшизы разных сфер увеличился на 57% по отношению к показателям 2022 года. Не в последнюю очередь благодаря отложенному спросу. К мысли о старте своего бизнеса стало возвращаться ещё больше людей.
Характерным показателем стабильности выступает сезонность. В «спокойные годы» количественное изменение спроса во франчайзинге на протяжении года отражается на графике плавным снижением от февраля к июню и плавным увеличением от июля к началу декабря. Именно такой график можно было наблюдать в прошедшем году.
Стабилизация и рост рынка в 2023 году в условиях отсутствия крупных потрясений привели к тому, что начало 2024 года для франчайзинга прошло максимально спокойно. Темпы роста интереса к франшизам по сравнению с предыдущим годом опустились до отметок, характерных как раз для стабильного времени.
Так, в январе 2024 года по статистике Businessmens.ru общее количество заявок на франшизы было на 17% больше, чем в предыдущем январе. К февралю и марту объём спроса снизился до показателей этих двух месяцев 2023 года.
Интерес покупателей на протяжении трёх месяцев распределялся неравномерно. По отношению к прошлому году снизился спрос на алкомаркеты, франшизы недвижимости и аптеки. А вот категории «Фаст-фуд и стрит-фуд», франшизы туризма, интернет-магазинов и пунктов выдачи заказов стали популярнее.
Падение пользовательского интереса больше всего было заметно в категории аптечных франшиз. Количество заявок на этот вид бизнеса в каталоге за период с января по март 2024 года было на 33% меньше, чем за тот же период 2023 года.
На 15% меньше заявок будущие предприниматели стали оставлять на франшизы категории «недвижимость». С незначительным, но также с падением спроса закончился первый квартал и для алкомаркетов. Заявок на них стало приходить на 5% меньше, чем год назад.
Снижение интереса к аптекам - не что-то из ряда вон выходящее, а закономерное следствие повышенного спроса, который наблюдался в период с 2022 по первую половину 2023 года. С осени 2023 года началось плавное падение и сейчас ниша выходит на стабильные темпы. Уровень спроса возвращается к показателям 2021 года. Дальнейшего падения не ожидается.
Падение интереса покупателей франшиз в нише недвижимости может быть связано с общим поведением строительного и квартирного рынков: высокая ставка ЦБ, снижением объёмов ипотечного кредитования, рост стоимости жилья на фоне падения реальных доходов населения. Снижение здесь небольшое и скорее похоже на обычное временное изменение, которое уже к осени может перейти в фазу активного роста. Об этом же говорит повышение спроса на франшизы из сферы «строительство и ремонт», которые стали получать на 25% больше заявок, чем получали в прошлом году за тот же период.
В первые три месяца 2024 года заметнее всего увеличился спрос сразу на несколько категорий франшиз. Вот самые популярные направления бизнеса во франчайзинге по итогам первого квартала 2024 года:
Частично увеличение количества заявок связано с выходом новых компаний на рынок франчайзинга и новой активностью сетей, которые до этого предпочитали пассивную стратегию развития или открывали представительства в других городах за счёт собственных сил.
Так, например, ожидалось, что категория «пункты выдачи заказов» во франчайзинге испытает стагнацию или даже упадёт, потому что пик активности от Ozon и Wildberries уже прошёл. Но теперь на первый план вышли другие игроки, которые предлагают изменённые форматы бизнеса на ПВЗ и новые площадки. Например, Boxberry, Avito Exmail, CDEK и другие.
В нише онлайн-торговли появилось большое количество недорогих франшиз по выходу на маркетплейсы с доставкой товара из Китая. Активнее стали себя вести туристические франшизы, да и паника в этой нише после сложностей с прямыми билетами до европейских стран сошла на нет - сейчас работает огромное количество туристических направлений, которые пользуются не меньшей популярностью.
Учитывая поведение рынка франшиз за 2023 и первые три месяца 2024 года, значительных изменений в ближайшее время ждать не стоит.
Если не произойдёт весомых событий, способных повлиять на всю экономику или настроения в обществе в целом, то спрос во франчайзинге будет соответствовать обычным сезонным колебаниям: до середины июля будет наблюдаться постепенный спад интереса в количественном выражении. А с начала августа начнётся уверенный рост, который достигнет пика в конце ноября. В целом рынок за этот год вырастет на 10-12%.
Сейчас осталось не так много каналов для продвижения франшизы, которые по-настоящему работают. И большинство крупных и ответственных франчайзеров используют именно их, потому что они дают возможность потенциальному покупателю либо лично встретиться с представителями франшизы, либо сначала изучить всю информацию, выбрать подходящие предложения, а потом уже напрямую связаться с продавцом. Соответственно и выбирать франшизу себе мы советуем именно через эти каналы.
Периодические мероприятия, которые собирают множество крупных брендов, известных предпринимателей и спикеров. Организаторы выставок проводят форумы, создают удобные пространства, где можно свободно пообщаться с владельцами и представителями бизнеса напрямую, узнать подробную информацию о франшизах и получить новые полезные знакомства и знания.
Одни из крупнейших организаторов выставок франчайзинга - компания Franch Region - проводят такие мероприятия в разных городах России и странах СНГ. Узнать, где будет проводиться ближайшая выставка и какие франшизы станут её участниками вы можете на этой странице.
Онлайн-агрегаторы предложений от российских франчайзинговых компаний. Дают возможность узнать условия покупки франшизы и связаться напрямую с менеджерами брендов, а также публикуют обучающие материалы, подборки и рейтинги франшиз.