Две правдивые истории, о которых пойдет речь в этой статье, произошли в маленьком татарстанском городе. Так уж вышло что героями этих сюжетов стали две девушки. Назовем их Алсу и Алина. Начали они в практически равных условиях – обе из небогатых семей, для своего первого дела взяли кредит. Но пошли, надо сказать, разными путями. Алина сначала обратилась к франшизе: у нее не было денег, но она согласилась подписать договор, при условии, что франшиза поможет ей составить бизнес-план. Ей пошли на встречу (это вообще нормальная практика), а пока банк поверял все документы, она вместе с сотрудниками франчайзинговой компании искала помещение. Вскоре ей одобрили кредит, причем по сниженной ставке. А юристы компании помогли ей заключить выгодный договор аренды. Да, первое время было нелегко – франшиза кондитерской была в новинку для местных жителей, большинство предпочитало покупать что-то более доступное. Но время шло, постепенно жители привыкли заходить туда за сладостями, а то и за кофе. Спустя два года Алина расплатилась с кредитом и вздохнула с облегчением. Впрочем, кидаться деньгами она не стала, решив копить на новую франшизу. Ей очень нравилась кондитерская, но в городке для второй точки банально не было ни удобного места, ни аудитории.
Алсу же пошла другим путем. Она взяла не бизнес-кредит, а обычный потребительский. Впрочем, по довольно низкой ставке. Франшизу она решила не покупать, а на сэкономленные деньги купила сильно подержанный баварский внедорожник. Почувствовав себя настоящей бизнес-леди, она арендовала помещение на центральной улице, открыв там магазин одежды. И вроде бы все поначалу шло хорошо – подружки с удовольствием заходили к ней, а многие девушки первое время восхищенно цокали у витрины. Да вот дальше этого дело не шло – подружки приходили «потрещать» о жизни, не стесняясь пили пиво, всем поведением отпугивая редких клиентов.
Последних, к слову, было мало – ценник за ассортимент в стиле «сельский гламур» кусался, а подобной более дешевой одежды хватало на местном рынке, куда и шли покупатели. А это помещение и вовсе раньше принадлежало продуктовому магазину, что не вызывало нужных ассоциаций. Да и на вывеске Алсу сэкономила – не включала ее по вечерам, да и тусклый свет все равно бы вряд ли привлек клиентов. Последним ударом стал разрыв договора аренды – он был хитро составлен владельцем здания, который нашел более выгодного клиента (федеральную продуктовую сеть). Так бизнес-леди оказалась без своего дела, а вскоре приставы арестовали и ее машину – за кредит-то платить было нечем.
Показательно в этой истории то, что обе девушки не имели опыта предпринимательства. Но первая, отдавая себе в этом отчет, выбрала франшизу. Другая же решила «сэкономить» и вместо четкого плана, действовала «хотелками». Итог закономерен. Да, франшиза не является универсальной «таблеткой», но она может помочь избежать множества ошибок предпринимателям не имеющим опыт ведения бизнеса.